Выезд на встречную полосу

   

Выезд на встречную полосу является грубым нарушением ПДД и карается крайне сурово, от денежного штрафа и даже до лишения прав на управление транспортным средством.

Обусловливается это тем, что именно это нарушение является самым частым и одним из самых опасных для жизни и здоровья.

За последнее время было отмечено возрастание отрицательной статистики, поэтому в Правила и КоАП были внесены изменения в части наказаний за выезд на встречку и несоблюдение разметки.

Что считается выездом на встречную полосу

Как уже говорилось ранее, выезд на встречку является наиболее распространенным нарушением ПДД. Не в последнюю очередь благодаря тому, что сотрудники ДПС используют данную формулировку при оформлении целого ряда других нарушений.

Чтобы предупредить самовольную трактовку российского закона инспекторами ГИБДД, следует знать и разбираться в правилах и определениях, регулирующих данное нарушение.

Постановление Пленума Верховного суда от 24.10.2006 г. №18 содержит в себе подробное объяснение относительно того, как именно следует толковать и применять новую редакцию ст. 12.15 КоАП, а также исчерпывающий список нарушений ПДД, которые могут быть трактованы как выезд на полосу встречного движения.

Согласно данному списку, запрещается обгон в следующих ситуациях:

  • На дороге, предусматривающей двустороннее движение и имеющей более 4-х полос, выезд на встречную полосу с целью разворота либо обгона запрещается согласно п. 9.2 ПДД. Данный запрет имеет обозначение в виде дорожной разметки 1.3 (двойная сплошная линия). Здесь важно отметить, что если данной разметки не будет, то и квалифицировать выезд на встречку по данной статье не представляется возможным с точки зрения закона;
  • На дороге, предрасположенной к двустороннему движению и имеющей три и более полосы (где средняя предусмотрена для движения в обе стороны), выезд на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается в связи с п. 9.3 ПДД. Это означает, что выехать на крайнюю левую полосу движения разрешается, но только для совершения поворота либо разворота. Обгон в такой ситуации будет квалифицирован, как нарушение ПДД;
  • На регулируемом и не регулируемом перекрестке, если вы движетесь не по главной дороге, запрещается выезд а встречку согласно п.11.4 ПДД. Но из этого правила есть исключение – это обгон на перекрестке с круговым движением, а также обгон двухколесных транспортных средств, не имеющих бокового прицепа и разрешенного обгона справа. Обгонять транспортные средства в конце подъема и на других участках, где видимость ограничена, также запрещается. Но здесь также важно понимать, что участки с ограниченной видимостью обозначаются соответствующими знаками. Если их нет, такой участок не является таковым с точки зрения закона;
  • «Опережение» – движение ТС со скоростью, превышающей скорость попутного ТС (установлено п.1.2 ПДД);
  • «Обгон» – опережение одного либо нескольких ТС, обусловленное выездом на встречную полосу с дальнейшим возвращением на полосу, которая занималась водителем до совершения данного маневра (установлено п.1.2 ПДД);
  • Объезд ТС, стоящих перед железнодорожным переездом, сопряженный с выездом на встречку (в соответствии с п.15.3 ПДД);
  • Выезд на трамвайные пути встречного движения. Так, ехать по трамвайный путям того же направления можно, но только в исключительном случае, а именно когда данные пути размещены слева на одном уровне с автодорогой, а все полосы движения заняты другими ТС. Но выехать сюда с целью объезда, обгона, поворота и разворота, в соответствии с п.8.5 ПДД, можно лишь если данный маневр не создает помех движущемуся трамваю (согласно п.9.6 ПДД).

Если раньше КоАП не разграничивал ответственность за поворот, разворот, обгон либо движение по встречке, то с новой редакцией все изменилось.

Теперь поворот и разворот наказывается денежным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей, что указано в ч.3 ст. 12.15 КоАП, а обгон либо выезд на встречку чреват лишением прав в соответствии с ч.4 ст.12.15 КоАП.

Выезд на встречную полосу движения трамвая с целью разворота, объезда либо поворота налево не может быть квалифицирован как выезд на встречку, а значит, не чреват лишением водительских прав. Максимальное наказание в такой ситуации – это штраф.

Однако если вы совершите выезд на полосу движения трамвая, а после этого еще и на встречку, вы будете наказаны за оба правонарушения. То есть вас не только лишат прав, но и оштрафуют.

Единственный нормативно-правовой акт, который применяется при выезде на встречку с целью разворота, вопреки размещенным знакам или дорожной разметке, – это ч.3 ст.12.15 КоАП.

Пример

Вы двигаетесь по двухполосной дороге, где на каждое направление выделяется по одной полосе. Далее вы нарушаете требование дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков (3.20 «обгон запрещен», 3.22 «обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» или же нарушаете требования знака 3.1 «Выезд запрещен»), выезжая на участок автодороги с односторонним движением с целью разворота или поворота.

В таком случае, инспектор ГИБДД применит ч.3 ст.12.15 КоАП. Но если данные знаки были вами нарушены для совершения обгона или движения по полосе встречного движения, инспектором будет применяться ч.4 ст.12.15 КоАП.

Как избежать лишения прав за выезд на встречную полосу?

О выезде на встречку при повороте налево на перекрестке читайте тут.

Какой штраф за выезд на встречную полосу, узнайте по ссылке: http://1avtourist.ru/shtrafy/shtraf-za-vyezd-na-vstrechnuyu-polosu-v-2017-godu.html

На сегодняшний день есть один неудобный аспект для водителей, связанный с данной ситуацией. Заключается он в том, что в связи с абзацем 2 п.2.6.8 ГОСТ Р 52289-2004, знак «Дорога с односторонним движением» не обязательно должен быть установлен при выезде на данный участок дороги с прилегающих территорий.

Получается так, что на таком участке вы можете выехать на встречную полосу абсолютно неосознанно. Однако, это не станет достаточным основанием для того, чтобы инспектор ГИБДД не составил на вас протокол об административном нарушении по ч.4 ст.12.15 КоАП.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ приравнивает ч.3,4 ст.12.15 КоАП к числу «специальных» в отношении ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КоАП. Это означает, что инспектор ГИБДД не может по закону составлять протокол о нарушении автомобильной разметки.

Наказание за выезд на встречную полосу

Какие же санкции предусматривает действующее законодательство за нарушение требований ПДД в виде выезда на встречку?

Прежде всего следует отметить, что при движении по встречной полосе на двухполосной дороге, водитель всегда нарушает ПДД.

Это чревато денежным штрафом в размере 5000 рублей либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное правонарушение чревато либо лишением прав на 1 год, либо еще одним штрафом на 5000 рублей, если нарушение было зафиксировано техническим средством (фото- видеоаппаратура и др.), что установлено ч.3.1 ст.12.16 КоАП.

Суровость наказания обусловливается тем, что данное нарушение представляет высокую опасность жизни и здоровью не только нарушителя, но и других участников движения, поскольку такой маневр приводит к возникновению потенциально-аварийной ситуации.

Аналогичный штраф будет применен к нарушителю, совершившему обгон на участке дороги, где размещены знаки либо дорожная разметка, запрещающая такой маневр.

В такой ситуации, вам нужно будет уплатить штраф в том же размере (5000 рублей) либо же лишиться прав на 4-6 месяцев. Рецидив чреват годом без прав на управление ТС либо штрафом 5000 р. (согласно ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП).

Суровость такого наказания объясняется тем же, что и предыдущего – высокая опасность возникновения аварийной ситуации.

Если же вы совершите объезд по встречной полосе на участке дороги, где такой маневр запрещается Правилами, тогда придется нести уже другую ответственность.

Она не только легче и дешевле, но и совершенно не связана с лишением прав на управление транспортным средством. Ее вид – это денежный штраф в размере 1000-15000 рублей, что установлено в ч.3 ст.12.15 КоАП.

С чем связана такая мягкость, ведь с виду, это такое же преступление? Объяснение достаточно простое – во-первых, при объезде, в отличие от обгона, вы проведете на встречной полосе гораздо меньше времени.

А во-вторых, даже пребывание на встречке будет являться, скорее, вынужденной мерой, чем злостным нарушением российского законодательства.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

16 − восемь =