Оформление европротокола при ДТП

   

Европротокол является одним из комфортных вариантов оформления ДТП для водителя, а также в последнее время наиболее востребованным. Однако не каждый водитель знает перечень всех действий, которые следует выполнить в данном случае. Оформляя страховой случай путем составления Европротокола нужно ознакомиться с рядом существенных правил и условий, для защиты личных интересов.

Что такое европротокол

По определению, Европротокол – это документ, который позволяет документально зафиксировать дорожно-транспортное происшествие без вызова на место представителей ГИБДД.

Европротокол представляет собой бланк, который утвержден государством. Участники ДТП могут самостоятельно заполнить все его графы, без присутствия автоинспектора. На основании верно оформленных документов и отсутствия возражений у участников аварии будет выплачен причиненный ущерб по ОСАГО.

С внедрением такого способа оформления ДТП, как Европротокол, участники получили возможность самостоятельно убрать препятствия с проезжей части (в виде столкнувшихся автомобилей) и продолжить свое разбирательство, не мешая движению транспорта по дороге.

Данный способ оформления происшествий можно оформить в любом округе Российской Федерации. Получить комплекты бланков можно у страховщика, при непосредственном оформлении полиса.

В случае получения недостаточного количества комплектов Европротокола, водитель может запросить у страховой компании дополнительный экземпляр. Комплект бланков Европротокола выдается по первому требованию владельца страхового полиса.

Оплата за выданные экземпляры не взимается, и получить их можно абсолютно любое количество. Так же протокол есть возможность распечатать с интернет-ресурса РСА. Государственное законодательство не запрещает гражданам пользоваться такой формой документации.

Помимо всего прочего, при документировании ДТП по Европротоколу, комплект можно позаимствовать у любого участника ДТП, являться нарушением это так же не будет.

Однако попавший в ДТП водитель должен четко и точно знать, как именно правильно заполнять бланки, во избежание спорных вопросов со страховщиком. Протокол, составленный по всем правилам, является бесконфликтного получения страховых выплат по ОСАГО.

В каких случаях он оформляется

Почему оформить Европлотокол, для погашения ущерба удобнее, нежели вызвать на место представителя ГИБДД? Преимущество будет выражаться в следующем:

  • способ экономит временные затраты, так как весь процесс можно закончить уже через час после столкновения, а если ожидать сотрудника автоинспекции данный промежуток времени может значительно растянуться;
  • способ предотвратит образование пробки на проезжей части, а так же поможет избежать штрафных санкций за создания затора на дороге. Помимо всего прочего ПДД гласят, что при наличии незначительных повреждений, владельцы автотранспорта должны убрать ТС с дорожного полотна и тем самым освободить свободный проезд для иного транспорта;
  • способ позволяет максимально комфортно зафиксировать отсутствие разногласий, без составления дополнительной документации, например, такой, как расписка.

Вся необходимая информация будет зафиксирована в едином документе. Отказаться от составленного протокола вряд ли получится. Однако для возможности составить Европротокол, должно быть выполнено одно достаточно существенное условие, а именно сумма причиненного в ДТП вреда не должна превышать 50 000 рублей. Говоря другими словами, заняться самостоятельным оформлением ДТП при помощи вышеупомянутого документа можно лишь имея незначительные повреждения автотранспорта.

Если первое и главное условие выполняется, то далее следует учесть еще ряд немаловажных для оформления факторов:

  • количество участников ДТП не превышает двух и каждый должен быть обладателем страхового полиса ОСАГО;
  • между водителями не возникло разногласий по вопросам нанесенного вреда, обстоятельствам аварии, и что немаловажно, кто из них является лицом виновным в произошедшем;
  • сложившаяся дородная ситуация подробно и полностью описана, и не вызывает возражений у обоих участников;
  • отсутствуют человеческие жертвы, то есть ущерб нанесен исключительно транспортным средствам.

В случае соблюдения вышеперечисленных пунктов, участники имеют право упростить процедуру оформления ДТП. Если хоть один пункт условий будет не соблюден, страховая компания имеет право вполне обоснованно отказать клиенту в погашении полученного вреда. Важно помнить, что все условия должны соблюдаться единовременно.

Однако, как показывает практика, существует еще ряд нюансов, которые осложняют гражданам возможность пользоваться упрощенным оформлением аварии:

  • отсутствие у участников мобильного телефона позволяющего сделать фото или видеосъемку, чтобы правильно запечатлеть место происшествия, например, у людей пенсионного возраста;
  • другие участники начинают знакомиться с протоколом непосредственно после произошедшего дорожно-транспортного происшествия, в обстоятельствах стрессовой ситуации, следовательно, спокойно прочесть пункты и грамотно описать произошедшее не получается.

В таком случае лучшим вариантом будет дождаться компетентных органов и позволить им, верно зафиксировать случившееся, чем самостоятельно заполнить документацию с ошибками и неточностями. Последнее не даст возможности получить страховые выплаты, так как будут нарушены важные условия оформления документа.

Что касается водителей-новичков, то они и вовсе не имею представления об упрощенном решении конфликтной ситуации. Школы, обучающие вождению и ПДД, только начали вводить в программу обучения главные правила и условия оформления Европротокола.

Следовательно, при наличии психологических или иного рода проблем с грамотным заполнением документов по упрощенному оформлению ДТП, следует вызвать автоинспектора.

Действия перед оформлением

Правила дорожного движения основным пунктом, после свершения факта аварии, выделяют:

  • полностью прекратить движение;
  • выставить аварийный знак по правилам в зависимости от месторасположения автомобиля;
  • зафиксировать расположение на дорожном полотне предметов и транспортных средств, а так же обратить внимание и отметить такие объекты как дорожные знаки, здания и иные ориентиры которые расположены рядом с местом ДТП.

Что касается последнего пункта, то по отношению к Европротоколу он является максимально важным. По причине отсутствия инспектора ГИБДД, который мог бы проконсультировать участников, на что именно обращать свое внимание, идеальным вариантом станет сделать фото и видеосъемку из разных ракурсов. Это даст возможность объективно оценить произошедшее.

Обязательно не следует забывать о сумме причиненного вреда. Если один из участников сомневается в стоимости восстановления автотранспорта, следует вызвать на место сотрудника ГИБДД, так как если сума ущерба превысит 50 000 рублей, при помощи страховки большую сумму получить будет невозможно. Если же все условия соблюдены, и участники уверены в своих действиях, можно в отсутствии дорожно патрульной службы начать оформление бланка для выплаты страховки по ОСАГО.

Сумма возмещения ущерба по европротоколу

Государственное законодательство установило лимит на выплату страховых денежных средств по Европротоколу – 50 000 рублей. Но такая сумма является общей и предполагает наличие ряда исключений.

Если один из участников столкновения оформил свой страховой полис ОСАГО до 02.08.2014, то в этом случае страховка покроет сумму только в 25 000 рублей. Когда столкновение случилось на территории Москвы, Санкт-Петербурга или их областей, а в автомобиле находилась встроенная система «Эра Глонасс» предельная сумма погашения полученного ущерба возрастет до 400 000 рублей. Во всех остальных случаях размер выплат ограничится пятьюдесятью тысячами рублей.

Однако встречаются случаи, когда экспертная оценка, проведенная страховщиком, фиксирует ущерб в размере большем, чем 50 000 рублей. Здесь погашать разницу будет виновный в ДТП водитель из собственных средств. Оформляя Европротокол после ДТП, и визируя документ, он признает возможность такой ситуации в будущем.

Особенно часто такие ситуации происходят, в случае, если в ДТП пострадала машина китайского производителя. Их особенность состоит в том, что даже после столкновения с использованием невысокой скорости движения повреждения случаются вполне значительные.

Причем следует учесть тот факт, что зачастую на первый взгляд величину нанесенного вреда определить невозможно, результат аварии проявляет себя несколько позднее. Следовательно, оформляя Европротокол, нужно знать не только его основы, но и разбираться, какой ущерб нанесен транспортному средству.

С чего начать оформление ДТП

В случае столкновения, на проезжей части незамедлительно следует выставить знаки аварийной остановки, чтобы следы ДТП небыли уничтожены проезжающим мимо транспортом. Далее нужно примерно подсчитать нанесенный вред, зафиксировать контакты очевидцев. Потребуется это на тот случай, если вдруг прийти к единому мнению участникам ДТП не удастся или возникнут вопросы у страховщиков.

Главным моментом будет являться фиксация произошедшего на фото или видеокамеру, можно для этого воспользоваться соответствующими функциями мобильного телефона.

Максимум внимание нужно обратить на:

  • общий план аварии, он будет отражать месторасположение автомобиля во время столкновения;
  • отпечатки шин, оставленные в результате торможения, обломки автомобиля любых размеров, а так же осыпавшееся стекло;
  • номерные знаки транспортных средств, а так же зафиксировать повреждения автомобилей;
  • места с наличием повреждений следует заснять в увеличенном режиме, чтобы можно было определить характер повреждения.

Когда очевидцы происшествия кроме контактных данных готовы предоставить подробную информацию в письменном виде, обязательно следует этим воспользоваться. Нужно чтобы они подробно обрисовали ситуацию и под описанным, поставили подпись и дату.

Данные свидетельские показания могут помочь в случае возражений страховщика. Так же немаловажным доказательством будет запись видеорегистратора, ее нужно обязательно сохранить.

Однако случаются ситуации, когда второй участник против видео или фотосъемки своего автотранспорта. В таком случае настаивать не нужно, зафиксировать следует исключительно свой автомобиль.

Правила заполнения

Непосредственно сами бланки протокола предоставляет компания страховщик, где было оформлено ОСАГО. Если по ряду причин, у владельца полиса комплектов Европротокола не осталось, следует вновь обратится в страховую компанию, где их выдадут.

Сами бланки двусторонние и разделяются на две колонки обязательные к заполнению. С одной стороны следует вписать все данные об участниках ДТП, очевидцах, непосредственном месте происшествия, обстоятельствах и причинах, повреждениях и так далее. Потом бланк должен быть раскреплен и заполнен.

Правила заполнения Европротокола:

  • каждая графа протокола должна быть заполнена. Если есть строки, заполнить которые, возможности нет, то в них нужно поставить прочерк;
  • пользоваться можно исключительно шариковой ручкой с синим цветом стержня;
  • помарки, ошибки, зачеркивание недопустимы при оформлении;
  • когда у оформляющего гражданина неразборчивый почерк следует оформлять бумаги печатными буквами;
  • оформляется извещение обоими сторонами одновременно, далее договор разъединяется, и каждый участник забирает свой экземпляр.

В случае если в бланке недостаточно места для оформления фактов, то его можно дополнить обычным листом бумаги и завизировать его обеими сторонами. Рекомендуется повторно проверить верно ли все оформлено, и обменявшись контактами, на случай возникновения неточностей, разъехаться.

Заполнение лицевой стороны

Итак, как же оформляется ДТП по Европротоколу?

Разберем пункты лицевой стороны:

  • Место ДТП. Здесь нужно зафиксировать населенный пункт или ближайший к месту происшествия значимый объект, например, рядом расположенный дом. Так же это может быть названия перекрестных улиц, если ДТП случилось в районе перекрестка. Когда ДТП произошло за пределами населенных пунктов, фиксируется номер трассы, ее направление и километр отсчета;
  • Время и число происшествия;
  • Число автомобилей, которые пострадали. В данной графе должна стоять цифра 2, так как это является одним из правил составления протокола;
  • Лица с наличием ранений и погибшие. Здесь должен быть прочерк, иначе без участия уполномоченных органов оформлять документы нельзя;
  • Медицинский тест на наличие алкоголя в крови. Здесь должна стоять галочка в графе «Нет». Выдает направление на освидетельствование исключительно инспектор ДПС;
  • Материальный ущерб. В первой графе (ущерб прочим транспортным средствам) постоянно отмечается «Нет». Во второй графе (ущерб прочему имуществу) можно указать «Да», если при аварии пострадал, допустим, навигатор. Но здесь не стоит забывать о максимальной сумме возмещения причиненного вреда это 50 000 в общем случае или 400 000 рублей при безлимитном протоколе;
  • Информация о возможных очевидцах аварии, тут следует указать ФИО очевидцев их данные и контакты;
  • Присутствовали на оформлении ДТП инспекторы ГИБДД (всегда «Нет»);
  • Данные об одном автомобиле (под литерой «А»), взятые из свидетельства о его регистрации;
  • Владелец автомобиля (ФИО и адрес регистрации). Указывается по данным регистрационного свидетельства ТС;
  • Подробная информация о водителе – ФИО, число рождения, номер водительского удостоверения, категория, вид документа на право пользования автомобилем, контактный номер телефона. Компенсация полученного вреда начисляется исключительно лицам, на которых была официально оформлена доверенность на получение страховки;
  • Информация о страховщике. Указать наименование компании, номер страхового полиса и срок его действия;
  • Место первого удара при столкновении (указывается графически стрелкой);
  • Подробная информация о месте первого удара (словами);
  • Замечания водителя (виновен в ДТП или нет). Здесь один из участников в обязательном порядке должен признать вину, а другой указать о невиновности. Данное требование обязательно;
  • Детальная информация о ДТП. Владелец автомобиля «А» заполняет левый столбец (отмечает галочками подходящие пункты), а хозяин автомобиля «В» — правый. Все описанное должно соответствовать тому, что один из водителей виновен, а второй является пострадавшим в результате действий первого;
  • Схематическое описание места с зафиксированными близлежащими объектами, дорожными знаками и так далее;
  • Подписи обоих водителей. Они подтверждают факт согласия обоих участников с описанием произошедшего.

В том же самом порядке оформляем Европротокол и в другой, правой колонке (водителем транспортного средства под литерой «В»).

Заполнение оборотной стороны

Оформляя 3 лист протокола, то есть его оборотную сторону заполнить нужно следующее:

  • Уточнить автомобиль от лица владельца, которого оформилась предыдущая часть («А» или «В»);
  • Кратко, но четко изложить обстоятельства произошедшего, указав действия свои и второго водителя;
  • Обозначить водителя, управлявшего транспортным средством на момент ДТП. Уточнить, кто это был собственник автомобиля или официально доверенное лицо;
  • Информация о прочих участниках происшествия, если их было больше двух (в этом пункте прочерк);
  • Вред, причиненный прочему имуществу отличному от автомобиля, если данный факт существовал. Здесь подразумеваются навигаторы, мобильные телефоны и так далее;
  • Может ли автомобиль уехать с места аварии своим ходом (ставим галочку рядом со словом «Да»). Иначе без вызова инспектора ГИБДД не обойтись;
  • Примечания. Сопутствующая информация, допустим такая как фиксация произошедшего посредством фото и видеосъемки;
  • Дата заполнения протокола, подпись водителя и его инициалы.

Что делать после заполнения бланка

Следующим шагом будет передача каждым участником аварии составленного протокола в своему страховщику. Сделать это нужно не позднее 5 дней.

Извещение предварительно стоит продублировать и на своем экземпляре получить отметку от представителя страховой компании, что документ был передан в установленный срок. Сделать это нужно для того, чтобы избежать споров со страховщиком о моменте передачи и не нарушении определенных сроков.

Помимо извещения страховщику следует передать фото и видеоматериалы происшествия, а так же составить заявление о выплате страховки.

Отказ в выплате из-за исправления в Европротоколе.

О подводных камнях при составлении европротокола читайте тут.

В каких случаях может применяться европротокол, узнайте по ссылке: http://1avtourist.ru/oformlenie-pri-dtp/v-kakix-sluchaa-evroprotokol.html

Если водитель желает, то он может, предварительно воспользоваться помощью независимой экспертизы, для подтверждения подлинности переданных материалов.

Обязательно следует знать, что проводить любые ремонтные или восстановительные работы по отношению к автомобилю в течение 15 дней нельзя. Исключением будет только письменное отсутствие возражений у страховщика. С другой стороны отсутствие разрешения на ремонт не является основанием для не передвижения на своем автомобиле. Учитывая упрощенную систему оформления, повреждения у транспортного средства будут являться несущественными, например, царапины и сколы или незначительные вмятины.

То есть, иначе говоря, автотранспортное средство находится в рабочем состоянии и совершать поездки на нем можно, но только не ремонтировать. В случае остановки транспортного средства инспектором ГИБДД, по причине его внешнего вида, то ему следует предъявить дубликат извещения – Европротокол.

Когда могут отказать в выплате

Учитывая верно оформленную документацию, с соблюдением всех ее правил, а так же установленных сроков для предоставления страховщику, ущерб будет обязательно погашен.

Однако на практике есть случаи, когда страховая компания отказывалась по ОСАГО компенсировать вред участникам составлявшим Европротокол. Причиной в основном являлось упущение отведенных на это сроков. То есть клиент передавал документы позднее 5 дней с момента происшествия. Данный факт является основанием для отказа.

Помимо всего прочего, были и такие, которые не сообщали о происшествии и вовсе.

Однако, если пострадавший, в установленный промежуток времени, передал извещение своему страховщику, а виновное лицо не сообщило в свою страховую компанию о произошедшем, то данный факт не будет являться основанием для отказа в выплате компенсации вреда.

Менее часто встречаются отказы обоснованные техническими нарушениями при оформлении Европротокола. Что касается неточностей, которые встречаются достаточно часто, но как правило, они легко устранимы.

По статистике, до 2015 года процент отказов в выплатах по Европротоколу составлял 65-80%. Водители между собой объясняли это тем, что компании предвзято относятся к каждой букве в документах, оформленных по упрощенной схеме, и все это происходит, чтобы не выплачивать страховку.

Однако со временем практика была сформирована, и не выплатить страховку, из-за неверно выставленной запятой, запрещено.

Страховая компания понесет значительные убытки, если гражданин, которому она отказала в выплате, подаст иск в суд и докажет, что для невыплаты послужили надуманные основания. По этой причине при наличии небольших неточностей, ущерб все же возместят за счет страховых средств.

К незначительным можно отнести неточности, как, допустим, наличие орфографических и грамматических ошибок, нет инициалов одного из лиц. Если документ не завизирован одним из участников ДТП, то это будет причислено к грубой ошибке, однако при наличии контактных данных, она легко устранима, а следовательно, и отказ в выплате по такой причине можно оспорить в судебном порядке.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

три × 5 =