Служебная проверка на предприятии при ДТП

   

Много компаний имеют служебные автомобили, управление которых поручено водителям или отдельным сотрудникам. И данные лица в любой момент, управляя данным транспортным средством, могут попасть в дорожно-транспортное происшествие.

При этом порядок действий водителя служебного транспорта отличается от порядка действий водителя, который попал в ДТП на личном транспорте.

Кто проводит служебное расследование на предприятии при ДТП

В случае участия служебного транспорта в дорожно-транспортном происшествии, юридическое лицо, которое является собственником такого средства, обязано провести служебное расследование. Это требование закреплено в Приказе Министерства транспорта РСФСР от 09.12.1970 года за №19.

Сам же порядок проведения такого расследования закреплен в приказе данного ведомства от 29 апреля 1990 года за №49.

Несмотря на то, что данные нормативные акты были приняты в давние времена, они актуальны и на сегодняшний день.

Получив данные о том, что автомобиль, который принадлежит юридическому лицу, попал в аварию, руководитель обязан издать приказ о проведении служебного расследования, где подробно описать:

  • кому из должностных лиц предприятия, организации или учреждения поручается провести служебное расследование;
  • какой срок на это отводится;
  • что должно быть установлено в результате расследования.

В соответствии с требованиями приказа №19, служебное расследование проводится в таких целях:

  • установить обстоятельства и причины, которые привели к совершению дорожно-транспортного происшествия с участием служебного транспорта;
  • требования каких нормативных актов были нарушены водителем, который управлял служебным транспортным средством;
  • какие меры следует предпринять, и какие мероприятия следует провести на предприятии, чтобы в дальнейшем исключить совершение дорожно-транспортных происшествий с участием служебного транспорта.

Придерживаясь поставленных целей, комиссия, которая создана для проведения служебного расследования, и будет действовать.

Состав такой комиссии обычно ограничивается тремя должностными лицами юридического лица. Один из них назначается председателем комиссии, а два остальных являются членами комиссии по расследованию.

При этом председателем комиссии обычно назначается заместитель руководителя, а одним из членов комиссии обязательно назначается должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения на предприятии.

В качестве другого члена комиссии может быть назначен работник кадрового аппарата или сотрудник технической службы, если она есть на предприятии.

В отдельных случаях, для объективного расследования, членом комиссии может быть приглашено должностное лицо из посторонней транспортной организации.

Следует знать, что непосредственный руководитель подразделения, водитель которого попал в дорожно-транспортное происшествие, к участию в комиссии не допускается.

Сроки служебного расследования на предприятии при ДТП

Для проведения служебного расследования по факту участия в дорожно-транспортном происшествии транспортного средства, которое принадлежит предприятию, отводится 5 дней.

Если в результате ДТП есть 2 и более погибших, или число пострадавших превышает 4 человека, то служебное расследование должно быть закончено в течение 7 дней.

В тех случаях, когда в аварии погибло семь и более человек, или получили ранения более 14 человек, служебное расследование проводится на уровне региона, и на это законодатель отводит 10 дней.

Сроки определены сжатые, но установленного времени достаточно, чтобы достичь целей служебного расследования.

Как проходит служебное расследование на предприятии при ДТП

Служебное расследование обстоятельств ДТП с участием транспорта предприятия начинается с осмотра места происшествия. Обычно, это поручается сотруднику, который отвечает за безопасность дорожного движения на предприятии.

Действия такого специалиста на месте ДТП похожи на действия водителя, однако, ответственность на таком работнике значительно выше. Поэтому его действия должны отличаться тщательностью.

Прежде всего:

  • должна быть оказана помощь пострадавшим в результате аварии;
  • затем принимаются меры к сохранению следов происшествия и недопущению дальнейших столкновений транспортных средств в месте совершения первичного ДТП;
  • принять меры к поиску и установлению личности очевидцев происшествия и получения от них объективных показаний.

Затем следует приступить к сбору информации. Следует иметь в виду, что чем больше информации будет собрано, тем проще будет провести анализ происшествия и сделать выводы о его причинах и условиях.

Современные технические средства позволяют значительно сократить процесс сбора информации, а также предоставляют возможность просмотреть полученные данные всем членам комиссии и руководству предприятия.

Кто возмещает ущерб от ДТП: лицо, сидевшее за рулем, или собственник авто?

Что делать при ДТП с пострадавшими, читайте тут.

Об ответственности за ДТП с пострадавшими узнайте по ссылке: http://1avtourist.ru/nasha-pomoshh/kakaya-otvetstvennost-za-dtp-s-postradavshimi.html

Выехав на место ДТП, член комиссии должен действовать по заранее разработанной методике, которая не позволит упустить из поля зрения важные и существенные моменты.

На месте можно воспользоваться также заранее разработанными бланками или воспользоваться шаблонами документов, которыми обычно пользуются сотрудники ГИБДД при оформлении происшествия.

При этом если на месте совершения ДТП работают сотрудники полиции, следует свою работу совмещать с ними, чтобы получить как можно больше информации и детально описать все, что произошло на самом деле.

В этих целях:

  • следует указать точную дату и время совершения ДТП;
  • координаты места происшествия с привязкой к местности;
  • состояние погодных условий в момент ДТП и на время выезда члена комиссии;
  • состояние проезжей части участка дороги, на котором произошло столкновение транспортных средств;
  • данные о транспортных средствах, которые участвовали в происшествии;
  • наличие технических повреждений на транспортных средствах;
  • сведения о количестве и точных данных о пострадавших в результате аварии;
  • сведения о водителях транспортных средств, которые участвовали в ДТП;
  • является ли участок дороги, где произошло ДТП, регулируемым с помощью дорожных знаков, сигналов светофора или регулировщика.

В отношении водителя, который управлял служебной автомашиной предприятия, следует уточнить:

  • в каком часу работы произошло ДТП;
  • водитель двигался по маршруту или отклонился от него;
  • с какой целью следовал транспорт в данном направлении;
  • с каким грузом следовал транспорт предприятия;
  • наличие водительского удостоверения и документов на перевозимый груз.

Все свои действия член комиссии должен фиксировать с помощью аудио или видео фиксации.

Это поможет в дальнейшем при проведении анализа:

  • определить общий план места дорожно-транспортного происшествия;
  • установить точное положение автомашин после столкновения;
  • увидеть следы транспортных средств до момента столкновения и после него;
  • зафиксировать повреждения транспортных средств;
  • определить номерные знаки автомобилей;
  • увидеть, имеется ли разметка на проезжей части дороги, наличие знаков дорожного движения, светофоров, а также различных строений и временных сооружений, которые могли затруднить обзор водителю.

При работе на месте происшествия работников полиции, член комиссии должен настоять на включении его в состав лиц, которые принимают участие в осмотре места происшествия, чтобы в дальнейшем иметь возможность ознакомиться с протоколом и схемой ДТП и, при необходимости, внести свои замечания и дополнения.

Кроме того, это позволит сделать фотокопию документов, которые были составлены с участием представителя предприятия, транспортное средство которого участвовало в происшествии.

Если это не удалось сделать на месте происшествия, то в последующем будут основания для обращения в службу ГИБДД с просьбой о предоставлении копий документов, которые будут приобщены к результатам служебного расследования.

В дальнейшем комиссия приступает к следующему этапу своей работы – это проведение расследования, которое включает не только взаимодействие с работниками правоохранительных органов, но и с работниками дорожной службы и профсоюза предприятия.

Для этого производится анализ всей собранной информации и делается вывод о действиях участников дорожного движения, которые участвовали в совершении дорожно-транспортного происшествия.

При этом действия участников ДТП оцениваются с точки зрения соблюдения ими правил дорожного движения в конкретной ситуации, а также устанавливаются причины, которые привели к происшествию. А затем делается вывод о том, кто именно из водителей явился виновником ДТП.

При этом следует определить причины происшествия, указав, в каком состоянии находились водители транспортных средств в момент аварии.

Если водитель предприятия находился в состоянии опьянения, то каким образом он был допущен к управлению транспортным средством. Если произошло отклонение от маршрута движения, то каковы были на это причины.

Таким образом, в процессе проведения служебного расследования, комиссия оценивает:

  • как действовал водитель предприятия в момент ДТП, какие ПДД были им нарушены;
  • каковы были дорожные условия в момент ДТП, и как они повлияли на действия водителя;
  • имеются ли упущения в работе на предприятии по недопущению аварийности среди водительского состава;
  • был ли соблюден режим работы водителя и правила перевозки грузов или пассажиров;
  • производятся ли на предприятии работы по повышению мастерства водителей, их обучение и проверка на знание ПДД;
  • практика применения мер дисциплинарного воздействия к водителям, которые допускают нарушение ПДД и трудовой дисциплины;
  • проводился ли инструктаж водителя перед выездом в рейс, с проработкой маршрута движения и особенностей движения по конкретному маршруту перевозки груза;
  • каким образом производится контроль движения транспортных средств предприятия на маршрутах поездки;
  • как проверяется техническое состояние транспортных средств перед выездом с территории предприятия;
  • когда проводился ремонт транспортного средства, которое участвовало в ДТП, какие виды ремонтных работ производились, какие узлы и агрегаты заменялись.

На основании этого, делается вывод об организации технического обслуживания транспортных средств на предприятии и разрабатываются меры по повышению безопасности дорожного движения.

Акт служебного расследования ДТП на предприятии

Итоговым документом работы комиссии предприятия по расследованию дорожно-транспортного происшествия, участие в котором принимало служебное транспортное средство, является акт служебного расследования.

Данный документ составляется и подписывается всеми участниками комиссии, которая была создана согласно приказу руководителя.

К оформлению акта служебного расследования, членам комиссии следует подойти со вниманием, ведь данный документ и все материалы, на основании которых он составлен, можно будет в дальнейшем предоставить в судебное заседание.

С его помощью можно будет доказать, что водитель предприятия, участвовавший в происшествии, не виновен.

Следует иметь в виду, что выводы комиссии являются внутренним документом предприятия, и определить, виновен водитель в аварии или нет, может только суд.

Кроме того, в процессе расследования уголовного дела по делу о ДТП, материалы служебного расследования могут быть затребованы следственным работником.

Ведь в материалах служебного расследования могут содержаться данные, которые не были обнаружены или учтены при осмотре места происшествия.

Поэтому в акте указывается:

  • в первом разделе приводится состав всех членов комиссии; общие сведения, относящиеся к данным о транспортном средстве; данные о водителе, который попал в аварию на служебном транспорте; обстоятельства дорожно-транспортного происшествия глазами членов комиссии;
  • во втором разделе указывается на «условия, предшествующие происшествию»; излагается, кто из должностных лиц и когда выпустил водителя на рейс; проходил ли водитель медицинский осмотр; маршрут движения, который был установлен предприятием и фактический маршрут, по которому он ехал;
  • третий раздел включает сведения по дорожным условиям, состоянию дорожного покрытия, погодным условиям, наличию инфраструктуры в месте происшествия;
  • в четвертом разделе излагается вся информация, касающаяся водителя, его стаж и опыт работы, состояние здоровья, характеризующие данные;
  • пятый раздел посвящен транспортному средству, его техническому состоянию, проводимым ремонтам, заменам узлов и агрегатов, а также другим сведениям о транспортном средстве, которое участвовало в столкновении с транспортом предприятия;
  • в шестом разделе перечисляются меры, которые принимаются предприятием по обеспечению безаварийной эксплуатации транспортных средств; выявленные в ходе расследования недостатки и принимаемые меры;
  • седьмой раздел посвящен выводам работы комиссии: кто виновен в совершении ДТП, каковы его причины и способствующие условия.

Акт имеет приложения, которые состоят из таких документов:

  • документы в копиях, которые удалось заполучить от сотрудников ГИБДД, включая схему происшествия;
  • пояснения водителя транспортного средства предприятия, которое попало в аварию, а также должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ТС предприятия;
  • сведения о пострадавших, которые удалось установить;
  • форма учета дорожно-транспортного происшествия, которая предоставляется в необходимые инстанции и государственные службы.

Ознакомиться с формой акта можно, скачав этот документ.

Форма учета предназначена для ежемесячной сверки с органами ГИБДД, а вторая ее часть используется для внутреннего пользования.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

7 + 3 =