Как установить механизм ДТП?

   

Ряд процедур, производимых для определения деталей ДТП, называется установлением его механизма. Происходит это в том случае, когда свидетельских показаний недостаточно, либо они не могут отразить всю картину целиком.

Дорожно-транспортные происшествия происходят каждый день и повсеместно. Они могут быть как незначительными, так и достаточно серьезными. Во втором случае следует разобраться максимально точно, что послужило причиной происшествия на дороге.

Представители уполномоченных органов опрашивают свидетелей и потерпевших, а так же производят исследование участка дороги, где авария произошла и непосредственно сами транспортные средства, участвующие в ДТП.

Однако все же этого может быть недостаточно, для определения виновником аварии. В связи с этим довольно часто запрашивается экспертная оценка произошедшего ДТП.

Понятие механизма дорожно-транспортного происшествия

Механизм ДТП это процесс, протекающий некоторый промежуток времени на участке проезжей части. Началом его будет, непосредственно, время возникновения опасной ситуации, и заканчивается он тогда, когда все действия опасного характера ДТП прекращены.

Началом расследования ДТП будет являться определение времени и места, когда и где опасная ситуация началась.

Первым делом должно быть исследовано место столкновения, наезда, опрокидывания транспортного средства. Далее можно будет определить местонахождение всех участников аварийной ситуации на дороге относительно друг друга до начала непосредственно самой аварии, а так же в момент ее наступления.

Учитывая направление движения каждого участника, а так же скорость их движения, можно составить полную схему всего процесса ДТП. То есть, говоря иными словами определить, как быстро происходило сближение, каким образом произошло само столкновение и как участники ДТП оказались в конечной точке их расположения.

Виды ДТП

Существует несколько видов, на которые подразделяют ДТП:

  • Столкновение. Под ним следует понимать контакт транспортных средств, как между собой, так и с железнодорожным составом, находящимся в движении;
  • Опрокидывание. Происходит данная ситуация в результате потери устойчивости, другими словами автомобиль, например, опрокидывается. Также сюда следует относить опрокидывание, возникшее вследствие столкновения механических ТС или наезда на неподвижный объект;
  • Наезд на стоящее ТС. В этом случае автомобилем совершается наезд на неподвижное транспортное средство или на неподвижный прицеп;
  • Наезд на неподвижное препятствие. Здесь, допустим, автомобиль, наедет или столкнется с неподвижным предметом, расположенным в границах полосы его движения;
  • Наезд на пешехода. В такой ситуации пострадает человек в результате наезда на него ТС, или же пострадавший гражданин сам ударился о движущееся ТС. Сюда же следует относить и ситуации, когда пешеходы пострадали от груза или иного предмета;
  • Наезд на велосипедиста. Здесь велосипедист попадает под движущийся автомобиль или иное ТС, либо непосредственно само ТС наезжает на велосипедиста;
  • Наезд на гужевой транспорт. Такая аварийная ситуация возникает, когда под колеса автотранспорта попадают упряжные, вьючные или верховые животные, а так же телеги, в которые животные запряжены;
  • Наезд на животных. В данном случае рассматривается ситуация когда под колеса движущегося транспортного средства попадают животные или птицы, и в результате данного взаимодействия страдают люди.

Прочие ситуации:

  • сход трамвая с рельсов (столкновение или переворачивание);
  • падение перевозимого транспортным средством груза, в результате которого пострадали или погибли люди;
  • выпадение людей из транспортного средства, находящегося в движении, например, в результате резкого изменения его скоростного режима.

Помимо всего прочего дорожно-транспортные происшествия классифицируются по ряду признаков:

  • тяжести последствий;
  • характеру (механизму);
  • месту возникновения и пр.

К дорожно-транспортным происшествиям не относятся:

  • происшествия, где принимают участия трактора или иные самоходные машины и механизмы, выполняющие свои основные производственные процессы;
  • случаи, произошедшие в результате умышленных действий;
  • результат стихийных бедствий, ураган, например;
  • если водитель отсутствовал за рулем транспортного средства и нарушенная им техника безопасности, либо правила эксплуатации автомобиля привели к определенному последствию;
  • последствия неудачного сцепления транспортных средств с прицепами;
  • в результате технической неисправности транспортного средства во время его движения произошел пожар.

Автотехническая экспертная оценка при дорожно-транспортном происшествии

Под экспертизой дорожно-транспортного происшествия понимается технико-научное исследование причин ДТП. Проводить данное мероприятие будут эксперты, обладающие специальными навыками и знаниями, которых нет у работников следственных органов.

Целью такой экспертизы будет являться сбор и предоставление сотрудникам следствия, а так же судебному органу всей необходимой информации, которая в сою очередь должна помочь доказать и вынести справедливое решение по данному конкретному происшествию, установить причины дорожно-транспортного происшествия и его виновников.

Экспертизу ДТП можно разграничить по некоторому ряду признаков. Исходя из того какая именно ведомственная организация производит процесс экспертной оценки ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертную оценку.

В зависимости от структуры экспертов:

  • единоличное;
  • комиссионное;
  • комплексное.

Единоличная экспертиза будет произведена в ситуациях, не имеющих большой сложности исследования. Допустим, когда полностью отсутствуют разногласия в понимании определенных обстоятельств и очевиден факт причастности конкретного водителя к произошедшему ДТП, то есть все обстоятельства на это указывают.

Комиссией будет проведено расследование в случае более сложных ДТП. То есть, где участниками ситуации стали сразу несколько транспортных средств и их водителей, а так же при наличии ряда сомнений в определении причин и виновников дорожно-транспортного происшествия и разногласий.

Членами экспертной комиссии является ряд квалифицированных сотрудников, которые производят расследования одних и тех же объектов и каждый отвечает на одинаковые вопросы самостоятельно. Результатом проведенных действий будет предоставление каждым экспертом самостоятельного заключения и оценки на общественном заседании, где в итоге согласовываются все факты и нюансы дорожно-транспортного происшествия.

Комплексная экспертиза будет осуществляться в том случае, когда для нахождения ответов на ряд вопросов требует наличия специалистов различных отраслей. Следовательно, членами комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия будут являться эксперты из различных областей.

В состав войдут не только профессионалы автотехники, а так же медицинские работники, специалисты криминалистики и так далее, в зависимости от каждого конкретного случая.

Здесь команда экспертов, так же как и в предыдущем случае, индивидуально оценивает обстоятельства и каждый составляет самостоятельный отчет. Далее на основании собранных каждым из экспертов данных будет сделано соответствующее заключение о ДТП и его причинах.

Учитывая очередность проведения экспертной оценки, последнюю разделяют на следующий ряд категорий:

  • Первичная. Здесь специалист автотехник исследует результат ДТП и отвечает на конкретные вопросы следствия и суда;
  • Дополнительная. Такую экспертизу назначат в том случае, если принять решение по делу невозможно из-за нехватки фактических доказательств, а так же слабой доказательной базы предоставленных следствием или экспертом. Здесь будут дополнительно разъяснены обстоятельства и составленные заключения, помимо всего прочего будет уточнен процесс исследования ДТП;
  • Повторная. Ее проводят для контроля подлинности и перепроверки экспертных заключений, а так же с целью определения компетентности участвующих в расследовании специалистов. Помимо всего прочего, повторную проверку назначат, если в результате дела всплывет дополнительная информация, о которой ранее известно не было. Если такая информация меняет ход развития событий. Состав повторной комиссии будет отличным от состава первичной и дополнительной команды экспертов. Другими словами, членами повторной комиссии будут являться совершенно новые специалисты.

Трасологическая экспертиза при установлении механизма ДТП

Трасологическая экспертиза – это процедура, проводимая соответствующим специалистом-экспертном следов, различного происхождения, оставленных в ходе ДТП. Здесь будут определены причины возникновения отметок полученных в результате ДТП, а так же кем именно данные отпечатки и следы были произведены.

Подвергаются осмотру следующие отпечатки:

  • следы от колес на дороге;
  • оторванные элементы деталей автомобиля, осколки стекол, разлитые технические жидкости и т. п.;
  • вмятины, кусочки краски, возникшие непосредственно на транспортных средствах.

Определение природы возникновения повреждений поможет установить:

  • страховой случай или нет;
  • могло возникнуть в конкретном ДТП или нет;
  • при взаимодействии каких предметов они получены.

Исследование оставленных на дороге отметин, места расположения транспортных средств, элементы и осколки деталей, а так же стекла, дают возможность восстановить картину ДТП в деталях.

Необходимость в изучении следов аварии требуется в случае когда:

  • необходимо установить, причину образовавшихся повреждений;
  • определение виновности спорно, затруднительно или вообще является невозможным.

Трасологическую экспертизу можно провести в любое время после дорожно-транспортного происшествия. Лучшим вариантом будет проведение процедуры сразу после произошедшей аварии, когда заведомо видно, что ответить на экспертные вопросы и выявить некоторые причины и обстоятельства, а так же раскрыть виновников будет достаточно сложно.

Проведение экспертной оценки, незамедлительно после ДТП, позволит максимально точно определить картину происшествия на дороге.

Изучение механизма дорожно-транспортного происшествия

Для исследования и изучения дорожно-транспортных ситуаций применяются определенные методы:

  • вероятностный;
  • детерминированный.

С применением первого способа есть возможность определить ряд причин, повлекших за собой аварию и ее последствия, а так же предсказать количество подобных ситуаций, которые произойдут под влиянием таких же факторов в будущем отчетном периоде.

При детерминированном методе будет рассмотрено каждое конкретное ДТП в отдельности, выявлены факторы и причины его возникновения. Далее выделяются общие причины, повлекшие за собой происшествия.

Причины ДТП могут быть как общими, так и индивидуальными. Так допустим, мокрый асфальт относится к общим факторам, а нетрезвый водитель к индивидуальным.

Нужно знать, что за ДТП, повлекшее за собой тяжелый исход, предполагается индивидуальная ответственность виновника, на которого может быть наложена либо материально-административная мера взыскания, либо назначена уголовная ответственность. Здесь все будет зависеть от степени тяжести последствий.

Устанавливается личная ответственность при детерминированном методе экспертизы, так как здесь следует рассмотреть ситуацию индивидуально и максимально тщательно изучить предпосылки и последствия данной конкретной аварии. Статистически определить личную ответственность невозможно.

Действия криминалистов при установлении

К понятию масштабных и серьезных ДТП на практике будут отнесены те случаи, когда имеет место, летальный исход, гражданами получены  тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения или нанесен материальный вред в достаточно крупном размере.

К административному наказанию привлекут виновников ДТП в результате которых никто не получил телесных повреждений, отсутствуют погибшие граждане, а так же сумма причиненного вреда не превысит определенных рамок. В данном случае будет проведено служебное расследование, а виновник оштрафован на сумму причиненного ущерба.

Эксперты судебно медицинского профиля определят как причины смерти граждан, так тяжесть и характер полученного ими физического вреда. Под участниками аварии следует понимать пешеходов, водителей и пассажиров. Помимо всего прочего, обязательной является проверка участников ДТП на наличие алкогольных и наркотических веществ в крови. Так же данными экспертами определяется механизм возникновения травм и их отношение к ДТП.

Что касается исследования отпечатков и следов перемещения различного рода предметов полученных в результате аварии, то данной процедурой будет заниматься эксперт-криминалист.

Данный специалист, проводя трасологическую экспертизу по ряду оставленных следов на месте аварии, таких как тормозной путь, например, или следы царапин и сколов на бордюрах и зданиях, определяет марку автомобиля и его модель, скорость и направление движения, а так же составляет схему произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Этапы проведения экспертной оценки

Основывается экспертное исследование места, где произошло ДТП на ряде методов и приемов, которыми будет пользоваться специалист. Здесь будет сочетаться как логический метод, так и инженерный расчет. Весь процесс происходящего исследования будет определяться в зависимости от того насколько сложны поставленные для определения ситуации вопросы, какой вид ДТП произошел и какова его запутанность.

Как правило, в большинстве своем процедуру проведения автотехнической экспертной оценки подразделяют на ряд некоторых этапов, это:

  • знакомство с выданным постановлением, а так же материалами случившегося, определение предстоящей задачи;
  • проведение экспертизы имеющихся данных и их оцка;
  • создание схемы произошедшего и разбираемого ДТП;
  • проведение вычислений, расчетов, построение графических изображений и схем;
  • подведение итогов по проведенной работе, уточнение первичной схемы ДТП;
  • построение выводов;
  • составление и оформление экспертного заключения.

Специалист экспертной оценки, приняв в работу выданное постановление, сначала ведет ознакомительную деятельность с ним и планом ДТП, в той форме, в которой предоставила их следственная комиссия или судебный орган. Изучает вопросы, на которые ему предстоит дать ответы.

Дальнейшим шагом специалиста эксперта будет анализ данного конкретного дела и его систематизация в удобную для работы последовательность. Максимальное внимание будет обращено на полноту и взаимную согласованность.

В случае если в процессе изучения специалистом будет определено, что данных недостаточно, либо в них имеются противоречия, в связи с чем, дать объективную экспертную оценку будет невозможно, он оповещает о данном факте тот орган, который предоставил данные и соответственно запрашивает дополнительную необходимую ему информацию и материалы дела.

Проверке будут подлежать абсолютно все возможные варианты развития событий. Что касается специалиста автотехника, то он, рассматривая факты ДТП, будет рассчитывать параметры движения пешеходов и транспорта.

Нужные ему данные он будет получать частично из следственных материалов, которые ему передает соответствующий орган, расследовавший ДТП. Эту информацию изменять нельзя, не при каких обстоятельствах. Допустим если факты, переданные следствием, являются сомнительными для эксперта и противоречивыми, то он должен обозначить это в сделанном заключении.

Практика показывает, что зачастую передаваемая органами информация не является исчерпывающей, чтобы произвести необходимые вычисления, следовательно, значительный объем информации ему нужно будет извлечь из справочников, отчетов, ряда нормативной документации и множества разнообразных источников.

Данные, которые эксперту предстоит добыть самостоятельно это:

  • габариты участвующего в исследовании автомобиля, колея, база, вес, координаты центра тяжести, радиусы поворота;
  • данные по тяговым ресурсам автомобиля (максимальные скорость и ускорение, промежуток времени и дистанция нужная для разгона);
  • всевозможные коэффициенты сцепления шин с дорогой;
  • коэффициент сопротивления качению;
  • скорость реагирования человека сидевшего за рулем транспорта;
  • промежуток времени, за который сработал тормозной привод;
  • промежуток времени увеличения замедления при торможении;
  • коэффициент полезного действия трансмиссии;
  • фактор или коэффициент обтекаемости.

Однако сравнивая источники получения материалов, самостоятельно выбранные показатели в отличие от предоставленных следствием данных будут являться усредненными. Произойдет это по причине того, что показатели будут связаны с данным конкретным происшествием на дороге лишь косвенно.

Объективность и точность расчета будет напрямую зависеть от того насколько полно и точно были собраны и переданы следственные материалы эксперту. Именно на них он будет опираться, подбирая справочные показатели для расчета.

Занимаясь составлением первоначальной схемы произошедшей аварии, экспертный специалист определяет конкретный промежуток времени и место, где происшествие случилось. Здесь оценивается дорожная обстановка, определяется направление движения, как транспорта, так и пешеходов, а так же приблизительное положение на схеме участников в различные временные промежутки в период ДТП.

В дальнейшем схема уточняется при помощи проведенных расчетов, которые позволяют обосновать полученную информацию и дать ответы на заданные вопросы.

Производя расчеты, эксперт использует аналитические, графоаналитические и графические способы вычислений. Сравнив результаты вычислений и предоставленные материалы, будет понятно, точны ли исходные данные или их нужно пересмотреть, а так же можно будет получить совершенно новые факты.

Проведя оценку обстоятельств, не редки случаи, что эксперт отказывается от первоначально составленной схемы и разрабатывает абсолютно новую, либо дополняет имеющуюся новыми фактами, опираясь на данные проведенного им расчета. Делая расчеты ДТП, специалисты пользуются математическими вычислениями, а точнее уравнениями движения автомобилей и других транспортных средств.

Данный способ имеет ряд отрицательных факторов. Во-первых, переданные экспертам данные о ДТП не являются максимально точными и носят приблизительный характер, из чего следует, что подставляя их в сложные математические формулы, точность результатов будет минимальная.

Во-вторых, подставляя данные в различные громоздкие алгоритмы, могут получаться совершенно разные значения в итоге.

Следовательно, можно сделать вывод, что проводить расчеты следует, пользуясь максимально простыми и удобными моделями вычислений. Они обеспечат и достаточную точность, и будут просты в использовании. Что касается точности вычислений, то ее можно добиться при помощи определенных поправочных коэффициентов и формул.

Специалист автотехник при построении модели ДТП пользуется предоставленной схемой аварии, как основополагающей. Эта схема содержится в описательной части постановления о назначении экспертизы. Не исключен тот факт, что в процессе проведения расчета выяснится, что схема аварии была иной, нежели она описана в документах.

Происходит подобного рода ситуация в результате неверных показаний свидетелей, наличие неточностей и ошибок, допущенных при исследовании непосредственно самого места ДТП, и многое другое.

Не исключаются ситуации, когда при максимально точном изучении места и обстоятельств аварии следственный специалист не может с абсолютной точностью составить последовательную схему произошедших событий или считает одинаково возможными несколько вариантов развития этих событий ДТП.

Виновник ДТП не установлен: что делать и как установить виновника?

О транспортно-трасологической экспертизе по делам о ДТП читайте тут.

Как составить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП, узнайте по ссылке: http://1avtourist.ru/bez-rubriki/xodatajstvo-o-pertizy-po-dtp.html

Помимо выше перечисленного, следует учитывать тот факт, что непосредственно сам следователь может допустить случайные ошибки, либо быть не столь компетентным, как хотелось бы, в вопросах, относящихся к экспертизе транспортных средств. Не исключается и специальное предоставление заведомо неверной информации следователем по ряду причин.

В случае если схема произошедшего ДТП, по мнению эксперта-автотехника, разнится с предоставленной информацией, специалист должен описать свою модель случившегося и предоставить разъяснение полученным противоречиям.

Материалы для экспертизы

Эксперт-автотехник доказывает обстоятельства, схему ДТП, причастность и вину участников посредством предоставленной следствием информации и самостоятельных расчетов.

Или другими словами, данный специалист, базируясь на описательной главе постановления, производит расчет, дополняя его самостоятельно добытыми данными, и дает ответы на поставленные ему вопросы путем составления экспертного заключения.

Что касается непосредственно передаваемой следствием информации о случившемся, то они должны быть максимально полными для дачи судебного экспертного заключения, а соответственно и для проведения расчетов аварии.

К фактам и материалом дела нужно отнести:

  • следственное постановление о назначении экспертной оценки;
  • документ исследования места ДТП;
  • модель произошедшего ДТП, построенная инспекторами ГИБДД;
  • акт обследования и проверки технического состояния транспорта;
  • справка о ДП.

Такой перечень можно дополнить как документами следственного эксперимента, так и другими относящимися к делу материалами, включая протоколы опроса очевидцев аварии.

На практике дополнительная документация предоставляется экспертам крайне редко. Как правило, специалист лично выезжает на место аварии и производит опрос причастных лиц, а так же собственнолично производит осмотр автомобилей принявших участие в пришествии. Помимо всего прочего эксперт может получить копии протоколов ГАИ.

Каждая экспертная оценка должна проводиться на основании выданного постановления о проведении процедуры, в противном случае она не будет иметь никакой юридической, а соответственно и законной силы.
Относительно самого постановления о назначении экспертной оценки, оно имеет 3 части:

  • вводную;
  • описательную;
  • резолютивную или заключительную.

Первая должна содержать в себе вид экспертизы, время и место оформления документа, название органа или фамилию должностного лица, запросившего проведение экспертной оценки, номер дела, ФИО предположительного виновника.

Описательная часть несет в себе информацию о схеме и модели аварии. Здесь должны быть охарактеризованы все обстоятельства причастные к объектам экспертной оценки. Главными для эксперта автотехника будут технические материалы дела, которые потребуются для воспроизведения механизма ДТП.

К техническим данным следует относить:

  • месторасположение ДТП и время когда оно произошло;
  • характеристика непосредственно самой проезжей части и в каком состоянии она находилась в данный конкретный момент;
  • вид и техническое состояние автотранспорта;
  • скорость, с которой двигались как транспортные средства, так и пешеходы;
  • длина и характер тормозного пути либо качения колес;
  • расположение транспортных средств и прочих объектов, а так же предметов на исследуемом участке дороги;
  • описание видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

Помимо всего прочего здесь следует указать, какой тип торможения использовал водитель, какой именно частью автомобиль задел пешехода, или ударил другой автомобиль, или неподвижный объект, или предмет. В заключение описательного раздела следует указать все статьи УПК, которые позволяют следователю назначить экспертизу в данном конкретном случае.

В заключительной части документа должны быть конкретно указаны назначаемая экспертиза, ответственное лицо, поставлены и обозначены вопросы, требующие ответа эксперта, а так же перечислены переданные в руки эксперта материалы и объекты дела.

Что касается протокола осмотра места аварии, то он должен содержать полное описание объектов и их характеристик, которые располагались на месте аварии и были найдены при осмотре территории.

Относительно комиссии, которая должна присутствовать на месте ДТП, то в нее должны входить сотрудники ГАИ, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский экспертный сотрудник или врач, специалист уголовного розыска.

На практике такое количество специалистов не требуется и занимается составлением протоколов дежурный по подразделению ГАИ или инспекторы дорожно-патрульной службы.

Протокол изучения места происшествия содержит: число, когда обследование было произведено, фамилии  и должности ответственных лиц, причастных к проведению осмотра, ФИО водителей и понятых, описание всего обнаруженного в результате проведения процедуры исследования, предметы, изъятые с места аварии, заявления по существу обследования, время его проведения. Подписи под протоколом должны поставить все лица, производившие данное действие и участвовавшие в нем.

Под моделью ДТП понимается схематическое изображение местности и произошедшей аварии. Данный документ прилагается к бумагам осмотра местности ДТП. На модели должно быть изображено не только расположение объектов и участников после результата аварии, но и до нее, а также траектория движения всех участников и объектов до ДТП и в его процессе. 

Выполняется модель обязательно в масштабе, чтобы точно можно было определить как размеры предметов, так и расстояния между ними. В некоторых случаях к схеме прилагается пояснительная таблица, где отражаются погодные условия, освещение и видимость. Главное внимание обращается на места расположения предметов ограничивающих видимость водителю.

Изображение автомобиля да проезжей части должно быть максимально точно привязано к неподвижным объектам, например дорожным знакам. Это нужно для точного воспроизведения его на дороге. В модели и протоколе осмотра должны быть четко отражены характеристики отпечатков колес на поверхности. В протоколе осмотра транспортных средств, следует отразить все повреждения и поломки, обнаруженные при их обследовании.

Непосредственно поломки могут являться причиной, произошедшей аварии, а повреждения, полученными в результате происшествия. Помимо всего прочего следует подробно описать все зафиксированные повреждения. Главное внимание уделяется жизненно важным частям машины, таким, как например рулевое управление.

В справке по аварии вкратце указывается время и место ДТП, количество пострадавших лиц и их личные данные, медицинские учреждения, куда они были помещены, а так же информация об остальных участниках ДТП. Заполнить данный документ имеет право должностное ответственное лицо проводящее осмотр.

Судебная автотехническая экспертиза

Судебная экспертиза ДТП — это процедура, направленная на определение причин и обстоятельств, произошедшего. Данный процесс способен выявить факты и определить истину в уголовном деле. Такие факты могут быть значительными для проведения контроля материалов, добытых посредством иных доказательств. Процедуру судебной экспертизы имеют право проводить исключительно лица, обладающие специальными знаниями, причем, строго по требованию следственного органа и суда.

Оформленное постановления в большинстве своем направляются штатным работникам экспертных служб, однако есть ситуации, когда документ может быть определен и иным специалистам, не имеющим отношения к экспертной службе. Ими будут являться, например, профессора вузов или техникумов. Однако зачастую для проведения экспертной оценки нужны профессионалы в области судебно-медицинской экспертизы, автомобильной техники и криминалистики.

По причине наличия у виновника ДТП уголовной ответственности, материалы дела в обязательном порядке передаются следственным органам, которые впоследствии и назначат проведение экспертной оценки.

Одновременно возможно проведение служебного расследования, круг задач у данной процедуры значительно больше. На практике крупными, будут сочтены происшествия, повлекшие за собой смертельный исход, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения, а так же в значительной степени причиненный материальный вред.

В случае отсутствия смертей и травм в результате ДТП, но при наличии причиненного незначительного материального вреда будет проведено исключительно служебное расследование, а нанесенный вред возмещен с использованием административного законодательства.

Автотехническая экспертиза преследует цель установить и научно обосновать характеристики случившейся аварии, выявить действительные причины происшествия, а так же действие определенных его участников. Главный вопрос, на который эксперт должен получить, а впоследствии и дать ответ — это в результате чего произошло данное конкретное ДТП, и было ли это несчастным случаем или же грубым нарушением требований безопасности.

Судебная автотехническая экспертная оценка определяет следующие факты:

  • техническое состояние транспортных средств, их составных частей, механизмов и деталей;
  • уровень повреждений автомобиля, полученный в результате участия в аварии;
  • вероятность, независящая от водителя, изменения системы работы устройств и механизмов при передвижении автотранспорта и возможное влияние неисправности, на возможность двигаться безопасно;
  • обстоятельства и промежуток времени, когда возникла неисправность в автотранспортном средстве;
  • присутствие связи между нарушением правильной работы транспортного средства и происхождением ДТП;
  • течение аварии;
  • скорость, с которой автотранспорт передвигался перед началом аварии;
  • тормозной и остановочный пути, при конкретной скорости движения, и на определенном покрытии дороги, учитывая ее состояние;
  • по какой причине произошел занос, и как следствие, опрокидывание автотранспорта;
  • вероятность избежать ДТП с технической точки зрения;
  • соблюдение всеми участниками ДТП Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации автотранспорта и прочей нормативной документации.

Однако на данный момент в компетенцию судебной экспертной комиссии не входит формирование ответа закономерный вопрос, как наличие связующего звена между нарушением скоростного режима и возникновением ДТП.

К объектам судебной экспертной оценки относятся участвующие в ДТП транспортные средства, а так же их составные части, которые отделились в результате аварии, сюда же относится и место ДТП, включая все отпечатки, следы и материалы дела, оформленные при расследовании.

Ход аварии выясняется путем опроса свидетелей и участников. Происходить данная процедура должна предпочтительно на месте ДТП, так как здесь вспомнить происходящее очевидцу будет проще. Помимо всего прочего, есть возможность проведения следственных экспериментов, которые впоследствии могут быть задействованы экспертами.

С экспериментальной помощью есть возможность рассчитать:

  • скорость по факту, с которой транспортное средство двигалось, в случае отсутствия объективных данных для экспертных расчетов;
  • видимость и обзорность в разных условиях;
  • фактическую скорость, с которой передвигался пешеход или промежуток времени пребывания его в поле зрения водителя;
  • эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления транспортных средств;
  • время реакции управляющего автомобилем человека и прочее.

Что касается постановки вопросов относящихся к механизму ДТП и возможности его исключения, то здесь так же следует отталкиваться от некоторых обстоятельств.

Например, они могут быть следующими:

  • Рассчитать скорость движения транспортного средства по предоставленным данным: отпечаткам тормозного пути; длине пути движения накатом, или другими словами движение при нейтральном расположении рычага коробки передач и без участия тормоза; отпечаткам бокового скольжения при заносе; величине радиуса поворота следов или дороги перед опрокидыванием или заносом; по следам бокового скольжения и углам направления их перед столкновением и после него; величине угла опрокидывания и расстояния перемещения после него; по полученной информации от водителя о том, на каком именно расстоянии он начал реагировать на опасность, на каком расстоянии до непосредственного места происшествия нажал на педаль тормоза и прочие;
  • Является ли скорость движения автомобиля, рассчитанная экспертом, либо полученная в результате проведенного следствия безопасной при данных конкретных условиях;
  • Связано ли происшествие с превышением скорости движения;
  • Какая скорость транспортного средства будет являться безопасной на данном конкретном участке дороги;
  • Рассчитать длину тормозного пути, учитывая определенную скорость и дорожные условия;
  • Можно ли было заранее обнаружить возникшую опасность, и на каком расстоянии она стала видна водителю;
  • На каком расстоянии от возникшей опасности водитель начал реагировать на нее;
  • Были ли приняты водителем автомобиля необходимые меры для предотвращения ДТП;
  • Соответствуют ли с технической точки зрения ходу ДТП свидетельства очевидцев о возникновении опасности;
  • Какой длины должно быть безопасное расстояние учитывая скорость движения транспортных средств и дорожных условий;
  • Возможен ли обгон транспортного средства в данной конкретной дорожной обстановке;
  • Находятся ли данный конкретный участок дороги в исправном и пригодном для движения состоянии, отвечают ли они требованиям соответствующих нормативных документов;
  • Отвечают ли требованиям безопасности движения технические характеристики непосредственно самой дороги;
  • Можно ли было предотвратить конкретное ДТП, с учетом технических возможностей и эксплуатационных качеств транспортных средств, а также расстояния, позволявшего заметить опасность;
  • Какие пункты Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации, Правил техники безопасности и других нормативных документов не выполнялись водителями, пешеходами, инженерно-техническими и другими работниками, ответственными за эксплуатацию, ремонт и обслуживание транспортных средств, и так далее.

При отсутствии возможности устранения противоречий, данный факт следует отразить в составленном постановлении и обязать эксперта сформировать соответствующие выводы по данным конкретным обстоятельствам.

Заключение эксперта-автотехника

Заключительный документ, выданный экспертом-автотехником должен содержать в себе 3 части – это вводная, исследовательская и выводы.

Вводная часть в свою очередь должна содержать информацию о названии экспертной оценки, ее номер, а так же название выдавшего постановление органа. Так же здесь следует отразить данные об эксперте, дату получения документации для экспертной оценки, обозначить весомые для оформления заключения обстоятельства.

Указываются исходные данные и нормативные документы, к которым обращались в процессе экспертной оценки. Подытоживать ввозную часть будут поставленные для разрешения вопросы, а так же прописываются зафиксированные в постановлении мотивы проведения экспертной оценки.

В исследовательскую часть эксперт включает описание, проведенной им процедуры, а также научно обосновывает полученные им факты. Каждый вопрос освещен в отдельном разделе. Так же здесь будут замечены действия следователя, которые повлияли на выводы специалиста. В заключении исследовательской части полученные факты оцениваются экспертом.

Свое экспертное заключение специалист представляет в виде ответов на поставленные ему вопросы в той последовательности, в которой они отражены в постановлении на экспертную оценку.

Если специалист не имеет возможность дать ответ на вопрос он это так и отражает. В случае обнаружения специалистом дополнительных немаловажных фактов, которые не упомянуты в заданных вопросах, он должен зафиксировать их в конце.

Таким же образом будет оформлена и экспертная оценка, составленная в судебном органе.
Служебное заключение имеет произвольную форму и единственным его отличием от судебного, будет отсутствие поставленных для получения ответов и вопросов. Судебный акт должен их отразить.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

один × 4 =