Как возместить ущерб, если поймал яму на дороге?

Крылатая фраза о том, что в России есть две: беды дураки и дороги, актуальна и по сей день. И если с первым еще можно поспорить, то со второй проблемой не получится. Каждый год, особенно весной, на отечественных дорогах можно видеть ямы различной глубины и ширины. Как результат разорванные колеса, погнутая ось, диск, пробитая подвеска, оторванный бампер, глушитель.

Несчастные автомобилисты с расстроенным лицом подсчитывают стоимость предстоящего ремонта и на чем свет клянут дорожные службы, которые летом приводили дороги в порядок и латали ямы. Но видно, то ли битум не тот, асфальтная крошка не та, то ли дождей осенью много было, то ли морозы жуткие зимой стояли, то ли машины слишком тяжелые ездили — вот и не выдержало дорожное покрытие.

Непобедимые ямы вернулись снова, а вместе с ними и риск повреждения транспортного средства. Можно ли найти виновных и призвать к ответу? Есть ли выход?

Как избежать попадания в яму на дороге

Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить  вероятность повреждения автомобиля:

  • Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
  • Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
  • Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.

Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.

Попадание в яму — это ДТП или нет

Правила дорожного движения РФ пункт 1.2 дают следующее определение ДТП: «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

В результате дорожного дефекта машина получила повреждение, вам как владельцу нанесен материальный вред. Этот случай полностью попадает под определение ДТП. Из-за того, что дорожное происшествие произошло не в результате столкновения двух транспортных средств и отсутствует вторая сторона происшествия без приезда сотрудников ГИБДД не обойтись (правило евро-протокола). Поэтому смело звоним по номеру 112 и ожидаем их приезда.

Инспектор ГИБДД должен сделать необходимые замеры ямы, ее длины, ширины, глубины. И если хотя бы один из параметров будет выше максимально допустимых по закону, то можно (и нужно!) привлечь виновную организацию, должностные лица дорожных эксплуатационных организаций к ответственности (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 12.34).

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) и возмещению понесенного водителем ущерба.(Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 1064.Общие основания ответственности за причинение вреда).

Что считается ямой на проезжей части дороги

Допустимые размеры ям на дорожном полотне регламентируются Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221)

Пункт 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Канализационные люки должны быть все плотны закрыты. Согласно 3.1.10 Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Разбитые крышки, решетки в обязательном порядке должны быть обозначены и ограждены соответствующими дорожными знаками, заменены на пригодные в течении не более трех часов.

Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна

Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:

  • Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
  • На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
  • Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
  • Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
  • Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
  • Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
  • Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.

Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.

В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ. Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Страховые выплаты за ущерб ТС

Тип страховки определит дальнейшие действия. Хорошо, если у вас КАСКО. Тогда, получив справку о ДТП на месте происшествия или в отделе ДПС нужно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.

Сложнее, если у вас полис ОСАГО. Придется воспользоваться услугами независимой страховой компании. Ее эксперты установят повреждения и сделают калькуляцию их устранения. Причем, ремонт машины придется отложить до момента окончания экспертизы, а в случае обращения в суд, — до получения судебного решения.

Кто несет ответственность за трещины и выбоины на дорогах

Следующий шаг — определить организацию, обслуживающую данный участок дороги. Информацию можно получить или у сотрудника, оформляющего ДТП, или у инспектора ГИБДД по организации движения. В крайнем случае, обратиться в районную администрацию. Будьте готовы к тому, что ответственное юридическое лицо вы найдете не сразу и с этим возможны трудности. Никто не захочет отвечать и будет «переводить стрелки».

Когда реквизиты виновной организации будут установлены, необходимо вызвать ее представителя для участия в проведения экспертизы транспортного средства. Обязательно сделать это письмом или телеграммой с уведомлением.

 Что делать, если попал в аварию без страховки?

Можно ли покидать место ДТП, читайте тут.

О судебной практике по делам о ДТП по вине дорожных служб в гололед узнайте по ссылке: /dtp-po-vine-dorozhnyx-sluzhb/dtp-po-vine-dobnaya-praktika.html

Отсутствие уведомленных представителей на экспертизе никак не повлияет на ее правомерность, а вот в суде может дать преимущество потерпевшей стороне. Конечно, виновник происшествия может не согласиться с результатами заключения экспертов, это его право. Собирайте материалы, все фиксируйте и пишите досудебную претензию.

Если положенная вам сумма не велика, то есть шанс получить ее спокойно, без обращения в судебные инстанции. Если нет, ремонт автомобиля придется отложить до окончания судебного процесса (возможно назначение дополнительной экспертизы).

И хотя в 90% случаев закон оказывается на стороне водителей, многие предпочитают не обращаться за правосудием. Слишком много сил, времени это отнимает, проще самому заменить колесо или диск. Такая безнаказанность отвратительной работы дорожных служб и приводит к грустному постоянству ям на наших дорогах.

Проведение независимой экспертизы ущерба ТС

После того, как нашли ответчика, необходимо установить размер нанесенного ущерба — сделать независимую техническую экспертизу (сейчас много таких учреждений, оказывающих такие услуги).

Ее осуществляют в присутствии представителей обвиняемой стороны, о чем руководство организации извещают письмом с указанием места и времени ее проведения. Важен факт получения приглашения, поэтому письмо должно быть заказным с уведомлением. А вот придет представитель на экспертизу или нет – для потерпевшей стороны не важно.

Как возместить ущерб

Для того что бы быть твердо уверенным в возмещении ущерба через суд необходимо собрать пакет документов, гарантировано подтверждающий вину дорожных служб. Для этого вызываем экипаж ГИБДД, позвонив на бесплатный номер 112. В ожидании их приезда нужно найти свидетелей происшествия, записать их контактные данные и показания, сделать фотографии выбоины, прилегающей территории, повреждений транспорта с разных сторон.

После приезда ГИБДД и составления протокола, проверьте правильность и достоверность указанных в нем сведений. Особое внимание обратите на размеры ямы, именно они будут решающим фактором в суде.

Взыскание стоимости ремонта ТС через суд

Процедура обращения в суд предполагает добровольное возмещение ущерба ответчиком. Для этого потерпевшая сторона отправляет заказным письмом с уведомлением (обязательно) досудебное требование (необходимо приложить копии материалов по делу). Если в течение указанного в претензии времени материальный ущерб не будет возмещен, можно обращаться в суд, при этом придется заплатить госпошлину.

Образец досудебной претензии виновнику ДТП о возмещении причиненного вреда.

Дату проведения судебного процесса назначит секретарь. Он же письменно уведомит об этом вас и вашего ответчика. Защищать свои интересы можно, воспользовавшись помощью юриста, или представлять себя на судебном разбирательстве самим. Все зависит от степени уверенности в себе и знания закона. В случае положительного решения суда, все расходы по госпошлине, независимой технической экспертизе, услугам адвоката полностью возместит сторона ответчика.

Суда можно было бы избежать, если бы машина была застрахована по полису КАСКО. Тогда для возмещения ущерба достаточно получить справку о дорожном происшествии из ГИБДД. При определенных условиях договора, даже она не понадобилась бы!

Образец искового заявления о возмещении ущерба в результате ДТП.

Госпошлина при взыскании ущерба ТС через суд

Для обращения в суд за взысканием с ответчика суммы понесенного ущерба необходимо собрать документы о ДТП, получить результаты независимой технической экспертизы, оплатить государственную пошлину.

Ее размер определяет Налоговый Кодекс РФ (Часть 2,  Раздел VIII, Глава 25.3):

  • до 20000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
  • от 20001 руб. до 100000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20000 руб.;
  • от 100001 руб. до 200000 руб. — 3200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100000 руб.;
  • от 200001 руб. до 1 000000 руб. — 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200000 руб.;
  • свыше 1 000000 руб. — 13200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

Реквизиты для оплаты госпошлины можно найти на сайте суда, в который подаются документы, ее уплата истцом (потерпевшей стороной) является обязательной. Госпошлина будет возвращена ответчиком вместе с другими расходами в случае положительного решения суда.

Как правило, при обращении в суд, правосудие оказывается на стороне водителей. Денежный ущерб за повреждения, затраты на экспертизу и судебный процесс полостью возвращаются. Финансовая сторона вопроса решается удовлетворительно. Но нужно быть готовым к тому, что потерпевший не сможет отремонтировать и ездить на машине до вынесения решения суда.

Водитель вынужден будет потратить большое количество времени и сил на сбор документов, определение ответчика, проведение экспертизы, поэтому можно понять тех, кто при незначительном ущербе, решает проблему самостоятельно. Не ищет виновных и не призывает к ответственности. Возможно, поэтому на наших дорогах ямы будут еще очень долго «радовать» глаза водителей и вызывать их «веселые» реплики.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Бесплатная консультация адвоката
8 (499) 703-47-59 — Москва
8 (812) 309-16-93 — Санкт-Петербург
8 (800) 511-69-42 — все регионы РФ.