Страховая компания отказывается платить по страховому случаю
Повреждение автомобиля или его угон – неприятность, с которой может столкнуться любой автовладелец. Не меньшим «сюрпризом» становится случай, когда страховая компания отказывается платить за понесенный ущерб. Причины этому могут быть разными, причем такие, о которых трудно и предположить. Чем лучше страхователь проинформирован о том, что может привести к отказу от страховых выплат, тем больше у него шансов избежать серьезных финансовых потерь.
Страховая отказывается платить
В каких случаях страховщик по КАСКО может отказаться платить страховую премию? Подробнее всего это прописано в самом полисе. Обычно СК отказывает страхователю в выплатах по страховке в следующих случаях.
- Водитель сел за руль пьяным.
- В аварии обнаружен умысел, то есть преднамеренное создание ДТП с целью получения страховых выплат.
- Машина была повреждена в результате нарушений правил пожарной безопасности – при перевозке или хранении взрыво- или огнеопасных материалов. Это считается достаточной причиной, чтобы страховая отказалась платить по КАСКО.
- Авария произошла при использовании автомобиля не по прямому назначению – например, при участии в гонках, обучении вождению, перевозке не предназначенных для этого материалов.
- Если ДТП явилось следствием эксплуатации неисправного автомобиля, это может быть признано не страховым случаем. Единственный документ, который подтверждает исправность автомобиля – это талон техосмотра. Если в аварию попала машина, не прошедшая техосмотр, ее владельцу вряд ли удастся получить страховые выплаты.
- Если на каких-то частях кузова автомобиля во время страхования были обнаружены дефекты (например, царапины и вмятины на дверце), то при страховом случае ее правка и покраска будут исключены их страховой компенсации.
- Во время аварии автомобилем управляло лицо, которое не было вписано в страховой полис.
Причиной для невыплаты страховки бывают и более редкие случаи. Например, если полис КАСКО был приобретен в рассрочку, и перед тем как попасть в ДТП автовладелец пропустил требуемые платежи, страховая компания может посчитать это достаточным основанием, чтобы не выплачивать страховку.
Как правило, не возмещаются потери автовладельца, понесенные им в результате исполнения решения суда или другого законного распоряжения властей – например, при аресте и конфискации имущества.
Страховая компания отказывается платить по страховому случаю, если имущество пострадало в результате форс-мажорных обстоятельств – при террористических актах, уличных беспорядках и волнения и пр. Если, конечно, эти случаи специально не оговорены в договоре в качестве страховых.
Нередко основанием для невыплат становятся неправильно оформленные документы. Любое событие, связанное со страховым случаем, требует документального подтверждения. Исключением могут быть незначительные повреждения на автомобиле, но и то только в том случае, если в полисе специально оговорена возможность страховых выплат за них без упоминания в документах.
Бывалые автовладельцы советуют всегда иметь при себе список оформляемых при ДТП документов – своего рода шпаргалку. Нужно не только самому внимательно заполнять документы, но и следить, чтобы аварийный комиссар и сотрудник ГИБДД случайно не ошиблись, заполняя бумаги. Внесение в них выражений типа «неустановленное место» или «неустановленное лицо», может повлечь отказ от страховых выплат.
Не менее важна и сохранность документов. Страховые бумаги, отправленные страховщикам, почему-то имеют свойство «теряться» – то ли по дороге, то ли по прибытии на место. На этот случай страхователю необходимо иметь копию каждого документа, чтобы при необходимости восполнить недостающие бумаги. На каждой копии переданного страховой компании документа должна быть подпись ее сотрудника, дата и печать. Пунктуальность в этом случае чрезмерной не бывает.
Особое внимание проявите к страховому полису. Наличие в нем ошибок или исправлений, как правило, приводит к тому, что страховая отказывается платить по такому полису. И никто не будет принимать во внимание, что ошибку сделали не вы, а сотрудник, оформлявший страховку. И, конечно, все данные, внесенные в страховой полис, должны быть абсолютно точными. Если страховщик сделает вывод, что страхователь предоставил ложные сведения об автомобиле или лицах, допущенных к управлению, страховых выплат ему не видать.
Причины для отказа в страховой выплате
Какие еще действия автовладельцев могут привести к отказу в страховых выплатах по КАСКО?
Несоблюдение сроков подачи заявления о страховом случае. СК ревностно относятся к этому факту. Если документы не подаются вовремя, это рождает у них подозрения, которые они с готовностью превращают в непреодолимое препятствие для страховых выплат. Обязательно подавайте заявление в письменном виде, даже если сотрудник СК скажет, что достаточно звонка.
Самовольное покидание места ДТП. До разрешения сотрудника ГИБДД нельзя убирать пострадавшую машину с места аварии, даже если она создает препятствия для движения транспорту.
Ремонт пострадавшего автомобиля до того момента, когда его осмотрит представитель СК и эксперт, который должен сделать заключение о степени ущерба. Сначала осмотр и экспертиза, затем ремонт, а не наоборот.
О претензионном письме в страховую читайте тут.
Что делать если виновник ДТП отказывается возмещать ущерб узнайте по ссылке: /vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/vinovnik-dtp-orb-po-raspiske.html
Ненадлежащее хранение автомобиля, то есть оставление его без присмотра. Ночью машина должна находиться в запертом гараже или на охраняемой автостоянке. Если при несоблюдении этих правил машина будет угнана или повреждена, с выплатой страховки могут возникнуть проблемы.
Отсутствие на автомобиле противоугонной системы или содержание ее в неактивном состоянии. Если страховщик установит, что на угнанном автомобиле не имелось противоугонной системы или она была отключена, в страховых выплатах, скорее всего, будет отказано.
Возможен и противоположный случай, когда после ДТП проводится техобслуживание автомобиля в автосервисе производителя. Если это приводит к тому, что страховая отказывается платить по КАСКО, что делать в этом случае? Оптимальный вариант – предупредить саму ситуацию, внеся в договор страхования право автовладельца выбирать место ремонта.
Уловки страховщика или «подводные камни» страхования
Условия страхования могут быть сознательно прописаны таким образом, что страховщик в определенных случаях будет избавлен от страховых выплат. Например, у многих компаний страховая выплата за поврежденные шины и диски не производится в том случае, если при этом не были повреждены другие части и узлы автомобиля.
Большое значение имеют термины – то, как они толкуются. Например, согласно УК угон и хищение автомобиля – это разные вещи. Хищение предполагает корыстную цель присвоения чужого имущества. А угоном называют завладение автомобилем без корыстных намерений – «просто решил покататься…».
Если Ваш автомобиль застрахован от угона, страховщик может отказаться выплатить страховку на том основании, что по его разумению было произведено хищение, а не угон. Чтобы избежать таких неприятностей, нужно, чтобы в полисе была оговорена компенсация и за угон, и за хищение.
Иногда страховщики по КАСКО в список причин, позволяющих отказаться от страховой выплаты, указывают нарушение ПДД. Причем не в прямой форме, а завуалированной. Например, такой – «соблюдение нормативно-правовых актов РФ». Это выражение может быть истолковано СК, как «соблюдение ПДД». При заключении страхового договора нужно исключить возможность страховщика отказывать в выплатах по причине нарушения ПДД.
Страховая отказывается платить по ОСАГО: что делать?
Отказ страховщика возмещать автовладельцу ущерб, нанесенный в результате ДТП, может иметь разную форму.
- Страховая отказывается платить по ОСАГО, направляя страхователю мотивированный отказ.
- Страховщик выплачивает сумму, которая не покрывает фактического ущерба автомобилю.
- СК никак не реагирует на заявление страхователя, то есть не платит деньги и не посылает мотивированный отказ.
В любом из этих случаев автовладелец должен направить в адрес страховщика претензионное письмо. Это обязательная досудебная форма решения спора. В зависимости от ответа на нее страхователь будет решать, подавать ему иск против СК или нет.
Претензия пишется по определенным правилам, которые предполагают последовательное изложение всей информации, которая необходима для решения страхового вопроса.
В «шапке» документа содержится информация о том, кому направляется претензия (как правило, это глава страховой компании), и о страхователе (указывается его Ф. И. О., адрес и телефон).
Тело претензии состоит из информационных блоков. В первом описываются все действия, которые были предприняты страхователем до этого времени. Затем следует блок с требованиями – что именно требует страхователь. Например, выплатить ему страховую сумму в полном размере. Далее излагаются намерения, которые будут предприняты автовладельцем, если его требования не будут удовлетворены. Обычно это подача иска в суд на СК с целью заставить ее выплатить не только страховую компенсацию, но и пени со штрафом.
В заключение указывается список приложенных документов, главный из которых – акт независимой экспертизы об ущербе автомобилю.
Все документы копируются. Один экземпляр передается лично или по почте (с уведомлением о получении) страховой компании, второй, с подписью ответственного лица и печатью страховщика, остается у страхователя.
Если и после подачи претензии страховая отказывается платить по ОСАГО, что делать в этом случае? Чтобы посильней надавить на страховщика, можно подать заявление в РСА – еще один способ досудебного урегулирования спора. Но по-настоящему самым действенным решением будет подача иска в суд.
Видео на тему: страховая компания отказывается платить по страховому случаю
Для тех, кто видео- и аудиоинформацию воспринимает лучше, чем текстовую, будет полезен просмотр видео в которых рассказывается о случаях отказов в выплате страховки по КАСКО и ОСАГО.